Профессионал управления проектами

Впервые в России: Чемпионат по управлению проектами.

РЕКЛАМА: «Богданов и партнеры», ведущая консалтинговая компания СНГ в области управления проектами, MS Project.

Система управления

Скачать project

Календарное планирование

Управление программами

Целевые программы

Аутсорсинг

Управление проектами

Стратегическое планирование

Система управления предприятием

Project скачать бесплатно

email 
 пароль 
 поиск 
PMProfy » Статьи » Обучение и сертификация
Вы пришли на учебу. Как эффективно получить знания и навыки?
Владимир Абрамов
Дата публикации: 03.08.2010
Источник: Портал «Профессионал управления проектами»
Версия для печати (доступна только зарегистрированным пользователям)Версия для печати

Эпиграф. Все надо уметь делать. Даже учиться

Что уже имеется?

Вы выбрали учебный центр и курс. Об этом сказано в статье «Вы собираетесь учиться управлению проектами. Как выбрать то, что Вам нужно?».

Вы подготовились к учебе основательно. Об этом сказано в статье «Вы выбрали курс и идете на обучение. Как подготовиться к учебе?».

И вот наступил этот долгожданный день. Вы заранее прибыли на учебу, осмотрелись, выбрали удобное место. Теперь, кажется, остается дождаться начала занятий и с головой погрузиться в учебу. Как это лучше сделать?

Из каких задач исходить, приступая к обучению?

Если Вы провели полномасштабную подготовку к занятиям, то среди Ваших задач наверняка будут следующие:

  • Понять и пропустить через себя весь преподанный материал, попрактиковаться в применении знаний,
  • Задать все подготовленные вопросы, как свои, так и чужие,
  • Поговорить с преподавателем наедине, выяснить что Вам необходимо, уточнить и пр.,
  • Определить, оправдались ли Ваши ожидания от курса,
  • Составить свое мнение о пройденном курсе, организации учебы, качестве преподавания и презентации,
  • Познакомиться с другими сотрудниками УЦ (менеджерами, консультантами, преподавателями и пр.),
  • Познакомиться со всеми слушателями,
  • Взять все, что Вам выдали на учебе.

Что включить в план действий?

В начале включите в план все задачи. Только расставьте их по приоритетам, чтобы не упустить главное. И на эти задачи направьте все Ваше внимание и силы.

Используйте для этого не только время занятий, но и перерывы. Они обычно бывают через полтора часа занятий. Значит, за 8 академических часов у Вас будет два небольших перерыва (минут по 15) и один большой – на обед (обычно, часовой).

Здесь Вам пригодится и Ваш ранний приход: очень удобно знакомиться задавать некоторые вопросы.

Если преподаватель относится с пониманием к Вашему интересу и не торопится, продолжите беседу и после окончания занятий.

Внимательно слушайте, что спрашивают другие – возможно, это понадобится и Вам.

Заранее договоритесь с другими сотрудниками УЦ о времени встрече и круге вопросов, который хотите с ними обсудить.

Не расстраивайтесь, если не все из имеющихся задач Вам удастся выполнить во время учебы. На это могут быть различные причины, не всегда зависящие от Вас. Вы сможете выполнить их позже.

Возьмите адрес преподавателя и договоритесь о том, что напишете после курса о некоторых вещах, чтобы не задерживать его сейчас.

Как представиться на семинаре / тренинге?

Обычно, чтобы познакомиться, задают несколько одинаковых вопросов всем слушателям. В нашей компании это следующие вопросы:

  • Ваше имя.
  • Чем Вы занимаетесь, какого рода работу выполняете?
  • В каких проектах Вы участвовали и на каких ролях?
  • Знакомы ли Вы с теорией управления проектами?
  • Ваши ожидания от семинара.

Имеет смысл коротко ответить на каждый из них, не вдаваясь в подробности. На самый сложный из них, последний, ответ Вы приготовили заранее.

Как лучше слушать тренера?

Здесь Вам очень поможет выбранное заранее место: работать будет комфортно.

Очень может помочь и предварительное знакомство с предметом изучения по статьям и книгам – будете чувствовать себя увереннее.

Обычно в начале занятия тренер несколько слов говорит о том, как будет построено занятие, на что будет сделан упор, обязательно формулирует цель курса, уточняет, когда можно задавать вопросы.

Не стесняйтесь переспрашивать, если не расслышали и уточнять, если не увидели, а то можете упустить что-то существенное. Если это повторится, попросите преподавателя, например, говорить громче.

Обычно минут через 10-15 Вы привыкаете к манере тренера, тембру голоса, скорости речи и пр. и можете настроиться на восприятие без особого напряжения.

Даже в том случае, если Вас что-то не очень устраивает в подаче материала (например, не все хорошо видно на слайдах), постарайтесь приноровиться к этому (в данном случае, пересядьте поближе). А в перерыве скажите о Вашей проблеме преподавателю. Наверняка, он поможет Вам (настроит проектор или отодвинет его подальше, выключит свет и пр.). Если совсем плохо воспринимается материал, не ждите перерыва, говорите о проблеме сразу.

Стоит ли делать записи на учебе?

Какой бы хороший тренер не был и как бы близко к тексту презентации он не строил выступление, всегда в его речи могут присутствовать иллюстрации к сказанному, пояснения и пр. Эти дополнительные сведения, не отраженные на слайдах, и стоит записывать, хотя бы кратко.

Целесообразно записывать или делать пометки в случаях:

  • Приведения примера, отсутствующего в презентации.
  • Ответа на заданный слушателем вопрос (вместе с вопросом).
  • Выполненного практического задания.
  • Дополнения некоторых слушателей из собственного опыта.
  • Некоторых своих выводов из сказанного, помеченных особым образом.

Если пособие выполнено в виде распечатанных слайдов, то рядом со слайдами и надо делать пометки (там обычно оставляют место для записей).

Иногда в раздаточный материал вставляется специально несколько чистых листов для этих целей. Или чистые листы имеются на столах учебного класса.

Когда и как задавать вопросы?

Обычно преподаватель говорит об этом в начале занятия. Если он этого не сделал сразу, поинтересуйтесь у него.

Чтобы не забыть, что хотели спросить, кратко записывайте свои вопросы. Оставляйте место для ответов.

Если ответ непонятен, извинитесь и задайте вопрос еще раз. Стесняться нечего, за это заплачены деньги. Главное – получить понятный ответ.

Если и после второго ответа непонятное место не прояснилось, дождитесь перерыва или окончания занятия и еще раз повторите тренеру вопрос.

По ходу занятия умело вставляйте заранее заготовленные вопросы. Вам очень может помочь резюме преподавателя, которое обычно имеется на сайте учебного центра. Именно там указан опыт преподавателя, проекты, в которых он участвовал и прочие подробности.

Пусть Вас не смущает, что спрашиваете только Вы: за спрос не бьют.

Участвовать ли в практических заданиях, деловых играх?

Практика – это единственный способ узнать, правильно ли Вы поняли материал, хороши его усвоили, а также закрепить его.

Поэтому не просто участвуйте, а вызывайтесь сами, смело выходите «к доске» и дерзайте. Ничего страшного, если ошибетесь, не так сделаете – это учеба. Здесь ошибки даже приветствуются: на них можно устраивать разборы полетов, объяснять и комментировать.

Не лишним будет при групповых заданиях самостоятельно выбрать команду, в которой будете работать (если всех слушателей преподаватель не поделил сам без учета их мнения). Ведь у Вас могут быть как чисто человеческие предпочтения, так и желание поработать в одной команде с определенным слушателем (например, из Вашей отрасли или имеющего большой проектный опыт и пр.).

В деловых играх настройтесь на ту роль, которую Вам дали (или Вы взяли сами) и будьте последовательны до конца, играя ее. Например, если Вы получили роль спонсора проекта, то будьте солидны, основательны, немногословны, ведите себя как большой начальник. А свое одобрение можете выразить одним словом: «Покупаю». Или же, если Вам досталась роль начинающего менеджера проекта, больше спрашивайте, предлагайте сами, берите ответственность за решения на себя.

Если преподаватель задает вопрос всем, не отсиживайтесь – потом отдохнете. Помните пословицу «Тяжело в ученье, легко в бою». Смело рассуждайте, отвечайте.

Вы таким активным поведением заставите преподавателя запомнить себя, отличить от других, составить о Вас мнение, как об энергичном и интересующимся предметом слушателе. Это Вам еще пригодится. Во всяком случае, если вы обратитесь к преподавателю с вопросом через некоторое время после окончания курса, то ему не надо будет объяснять, кто Вы такой – он быстро Вас вспомнит.

Что делать в перерывы?

Конечно, напряженная учеба (а мы говорим именно о такой) требует смены деятельности, то есть отдыха. Выпить чашечку чая или кофе надо обязательно. Да еще в компании коллег. А где чай, там и беседа, разговор «А как у Вас?».

Здесь Ваша активность пусть лучше не заснет на время, а перейдет в область общения с коллегами, преподавателем. Если молчат другие, начните Вы. Хотя бы с вопроса: «Ну как Вам учеба?» или «А у нас не все так устроено, как нас учат. А у Вас?».

Постарайтесь распланировать перерывы заранее: чем будете заниматься, с кем общаться, по каким вопросам и пр. И даже, если что-то пойдет не по плану, отнеситесь к этому спокойно: на то он и план, чтобы корректироваться под реальную жизнь.

Обращаю Ваше внимание, что после обеда заниматься достаточно тяжело – может клонить в сон. Настройтесь на это. Может быть даже съешьте поменьше. Ну, а если такое состояние приближается, взбодрите себя одним из известных способов.

Нужен ли отдельный разговор с преподавателем

Я думаю, что не помешает. Не все вопросы Вы можете задать при всех. Это и понятно:

  • Не всех могут интересовать Ваши вопросы.
  • Вы можете постесняться, например, попросить объяснить что-то 3-ий раз.

Кроме, того Вы ведь можете преподавателю высказать пожелания, даже мягкие претензии. Для этого лишние уши не нужны.

Что Вам даст заполнение анкеты слушателя?

Для начала запомните: Вас никто не может заставить заполнить анкету. Это зависит только от Вашего желания.

А вот почему это лучше сделать:

  • Вы сможете подвести некоторый итог работы на занятии (что узнали нового, насколько это полезно и пр.),
  • Вы сможете оценить работу преподавателя, организацию обучения и пр. (тем самым, похвалить отличную работу или покритиковать плохую работу),
  • Вы сможете высказать некоторые предложения по улучшению организации и проведению обучения (что не только обнародует Ваше мнение, но и даст возможность сотрудникам УЦ заняться улучшениями образовательного процесса и материалов),
  • Вы сможете выбрать из предлагаемого перечня курсов те, которые Вас интересуют (в этом случае, Вас обычно приглашают на выбранные курсы, что очень удобно).

Как познакомиться с другими слушателями?

Лучше всего это делать в одном из перерывов. Можно просто раздать всем визитки со словами «Мы все пришли сюда не только за знаниями, но и чтобы познакомиться с коллегами».

Обычно в ответ Вы получаете визитки других слушателей.

Иногда можно свести знакомство с одним-двумя коллегами во время беседы. Представиться ведь надо, вот и обменяетесь визитками. А остальным можно раздать визитки в конце занятий.

Что надо сделать обязательно?

Как бы ни закончились занятия, обязательно поблагодарите преподавателя. Найдите несколько теплых слов, подойдите и скажите спасибо. Естественным будет и передача ему (или обмен) визитки.

Если он сам не предложит, то спросите, можно ли обратиться к нему как к профессионалу позже, если будут какие-либо сложности.

Не забудьте взять все выданные Вам материалы:

  • Раздаточный материал.
  • Сертификат.
  • Документы (договор, акт, командировочное удостоверение и пр.).

Подведем итоги

Что Вам удалось сделать (сравните с первоначальным планом)?

  • Вы провели учебу достаточно эффективно: позанимались и теоретически, и практически, выяснили большую часть интересующих Вас вопросов.
  • Вы дали оценку организации обучения, подвели предварительные итоги и точно знаете, что отучились не зря.
  • К тому же выполнили ряд поручений своих руководителей и сослуживцев.
  • Кроме того Вы оставили о себе очень приятное впечатление.

И вот теперь, ученый, Вы возвращаетесь на работу.

Что же Вам делать дальше? Как распорядиться знаниями? Об этом в следующей статье.



 

Материалы по теме Материалы по теме
Абрамов Владимир
Обсуждение Обсуждение

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для участия в обсуждении.

Правила использования материалов
(C) 2002-2019 PMProfy