Итак, функционально стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия. Структурно же выстраиваемая система управления четко ориентирована на потребителя и по сути является горизонтальной -- продукт или сведения о нем, как эстафетная палочка, передаются из подразделения в подразделение с целью обеспечения строгой дисциплины производственного процесса на всех его этапах и отслеживания полной информации об изделии. По мнению консультанта компании 'Весть-Метатехнология' Сергея Ильдеменова, такая концепция управления производством, уже принятая западной промышленностью, резко контрастирует с более привычной российским предприятиям идеей вертикального управления. Именно поэтому внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Этот безусловно болезненный процесс с лихвой должен окупиться последующим снижением потерь, неизбежно возникающих при выпуске товара, не удовлетворяющего требованиям потребителя. 'ISO 9000 -- это философия управления, -- утверждает генеральный директор компании SOCAP Мария Ильина, -- но об этом на российских предприятиях пока мало кто задумывается. Слишком много других проблем'. Сама идея реинжиниринга уже совсем близко подводит нас к миру информационных технологий. Ведь программные продукты как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания давно и успешно применяются.
Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально, или, как говорят сами специалисты по ISO 9000, в узком смысле, это обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по вышеуказанным 20 направлениям, а также (и это немаловажно) обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой (например 'RWTUV -- Интерсертифика', Lloyd's Register, Det Norske Veritas). Иными словами, необходимо продемонстрировать, что управленческие процедуры, прописанные в документации, реально работают. Общая структура документации на систему качества оговорена стандартами серии ISO 9000 (9000-1, 9000-2, 9001, 10013, 9004-5) и обычно представляется в виде так называемой пирамиды качества.