Итак, начнем с организации быстрого общественного питания, подобной многочисленным МакДональдсам, Ростиксам и так далее. Хорошо описан в литературе подход к управлению персоналом в подобных организациям. Рассмотрим кратко основные принципы этого подхода:
- Жесткая служебная иерархия
- Строгий режим работы
- Единая форма для всех служащих определенного ранга
- Единая система отчетности
- Служащие должны быть легко взаимозаменяемы
- Никаких экспериментов – все необходимо делать по заранее выработанным правилам
- Всеми силами необходимо стараться исключить возможность ошибки
Вполне вероятно что подобный подход – в старые времена его наверное назвали бы «капиталистическим» и «эксплуататорским» - очень хорошо подходит для организации быстрого питания. При этом практически любому человеку, имеющему представление об индустрии программного обеспечения очеидно, что он никак не может иметь успеха в этой индустрии. Скорее наоборот наиболее успешные подходы в этой области выглядят почти противоположно:
- Поощрение выражения собственной индивидуальности сотрудников – от стиля в одежде до личного рабочего места
- Поощрение экспериментирования так как при этом возникают новые идеи
- Служащие просто не могут быть взаимозаменяемы – каждый хорош в чем-то своем.
Заметим что вообще в каждой области эти принципы свои и они не могут не отличаться просто потому что отличаются сами предметные области. Нельзя не согласиться с тем, что у управлении персоналом есть общие моменты и рецепты, одинаково применимые ко всем областям, однако было бы ошибкой утверждать что знание только этих общих моментов дает человек – профессиональному менеджеру – возможность полноценного и грамотного управления любой организацией. Возможно знание общих правил менеджмента и является необходимым условием возможности рассмотрения человека на роль менеджера, но отнюдь не достаточным.
Попытаемся сделать некоторые выводы из изложенных мыслей. При планировании организационной иерархии руководства представляется следовать нескольким простым принципам.
- Менеджер низшего звена должен быть знакомым с технической стороной вопроса (предметной областью)
- Менеджер должен быть знаком с основами управления персоналом
- Только при соблюдении обоих этих условий менеджер низшего звена способен эффективно решать проблемы организации
Литература
- PeopleWare – Productive projects and teams. Tom Demarco & Timothy Lister, 2nd ed., Dorset House, 1999
- «Жизнь животных», Москва, Просвещение, 1987
- Грамота.Ру
Об авторе: Лев Курц - м.н.с. Института Проблем Информатики РАН.