Практическое применение данного подхода должно заключаться в построении многоуровневой детальной структуры «бизнес-стратегия – цели – задачи – подзадачи – функции/бизнес-процессы – ИТ-процедуры», которая свяжет несовместимые, на первый взгляд, характеристики и даст набор оценок эффектов совершенствуемой системы управления. Максимальная структуризация такого дерева позволяет тесно увязать глобальную бизнес-стратегию отрасли/предприятия, конкретные бизнес-задачи и качественные улучшения (факторы ИТ-эффективности), получаемые за счет внедрения в практику управления информационных технологий, и выразить их в форме количественных финансово-экономических выгод компании.
Предполагается, что структуризация целей и задач 'сверху вниз' сначала позволяет выявить качественные выгоды, а затем и количественные факторы экономической эффективности, т.е. те направления изменения экономических показателей, которые при достижении соответствующей цели или решении задачи изменяются в благоприятном направлении. Подобная оценка количественных экономических критериев должна проводиться с привлечением экспертов и использованием соответствующих экспертных методик. И вот на этом этапе повышается роль типизации. ИТ-задачи низкого уровня и ИТ-процедуры гораздо более стандартизируемы, чем цели конкретной компании.
На «похожести» бизнес-процессов «похожих» компаний основан метод «прототипирования», успешно используемый при внедрении сложных распределенных информационных систем. Суть его заключается в изготовлении «единого эталона» и его дальнейшей «тонкой настройке» для нужд конкретного потребителя. Четкое представление бизнес-процессов, их формализация и типизация позволили обеспечить быструю настройку системы при минимизации необходимого программирования. Представляется, что типовые бизнес-процессы и обеспечивающие их исполнение типовые ИТ-процедуры направлены на достижение, по крайней мере на качественном уровне, типовых эффектов. Поэтому качественное описание экономических выгод на нижних уровнях ИТ-системы могло бы быть получено из некоторой 'библиотеки эффектов', формируемой по аналогии с «прототипированием» бизнес-процессов и ИТ-процедур. А их количественная оценка (по аналогии с «тонкой настойкой») должна определяться компетентными экспертами, хорошо знакомыми с особенностями конкретной организации, с последующим включением наиболее типичных результатов в эталонную «библиотеку».
К сожалению, подобная процедура 'структуризации' не всегда встроена в процесс проектирования ИТ-системы. В этом случае центр тяжести процедуры по качественной и количественной характеристике факторов экономической эффективности ложится на следующий этап – 'этап агрегации'. Этап агрегации начинается с самого нижнего уровня детализации – ИТ-процедур или ИТ-задач низшего уровня. На этом уровне необходимо максимально подробно выявить качественные улучшения выполняемых бизнес-процессов, привносимые внедряемыми информационными технологиями. Желательно на самом низком уровне попытаться дать таким факторам количественную характеристику. Постепенная агрегация таких улучшений, обобщаемых на более высоком уровне построенного дерева, позволяет добиться количественного выражения в финансово-экономических показателях локального значения. Такой показатель является фактором экономической эффективности внедряемых информационных технологий. При аккуратном обобщении всех таким образом выявленных факторов эффективности в суммарный экономический эффект можно получить интегрированную количественную характеристику отдачи от инвестиций в ИТ-проект.