Предложить вниманию читателей эти заметки нас побудило следующее.
С одной стороны, для многих участников проектов автоматизированных систем понятия «стандарт» и «проект» кажутся плохо совместимыми. Ведь часто даже в определение проекта включают слова об уникальности, неповторяемости целей, условий реализации, результатов. И поскольку это действительно так, что в подобном случае можно стандартизовать? А если и можно, то не будет ли это только мешать, сковывать инициативу, навязывать неоптимальные, а то и просто неверные решения?
В то же время впомним мнение Майка Ньюэлла, постоянного автора раздела «Заметки по управлению проектами» (раздел в 'Директоре ИС' - комм. ред. PMProfy), относительно особенностей управления проектами в России. Если для западных менеджеров приоритетными являются психологические аспекты управления и искусство выстраивания межличностных отношений в проекте, то их российские коллеги предпочитают процедурный подход. Наверное, это действительно так (по крайней мере, в отношении российских менеджеров), а значит, потенциально работа в рамках определенных ограничений и стандартов может быть для наших менеджеров не просто привычной, но и вполне комфортной. А что тогда говорить о руководстве компании, для которого наличие и исполнение стандартов — вспомним хотя бы ГОСТы — означает гарантированный (пусть часто и формально) уровень качества выполнения проектов?
Обратим также внимание на то, что одним из решений первой Всероссийской конференции «Стандарты в проектах современных информационных систем» (апрель этого года) было «признание роли стандартов в организации выполнения отдельных проектов и в постановке проектного дела в целом на предприятиях».
И наконец, упомянем тот факт, что практика создания собственных методик и руководств по управлению проектами («фирменных стандартов») широко распространена в крупнейших западных компаниях, таких как Oracle, IBM, PricewaterhouseCoopers, Andersen Consulting, SAP, Enron Power и др.
Все это позволяет думать, что тема стандарта управления проектами на предприятии должна вызвать интерес читателей. Предлагая свои заметки, мы основываемся на собственном опыте и опыте наших коллег по созданию таких стандартов, причем как для внешних заказчиков, так и для своей компании.
Каково же конкретное наполнение такого стандарта? Как сделать стандарт предприятия работающим инструментом управления проектами? Какие информационные технологии могут использоваться для поддержки стандарта?