Выстраивание взаимоотношений в проекте: опыт и применение основ психологии для взаимопонимания членов команды и успешной реализации проекта.
Избитая фраза «кадры решают все» в управлении проектами тоже имеет право на жизнь. Иногда проект не самый сложный, даже можно сказать «типовой», команда проекта – это команда профессионалов, руководитель проекта – тоже ведет не первый проект. Сроки – адекватные, заказчик – тоже, бюджет – гибкий. А в проекте серьезные проблемы.
Первый раз я столкнулся с такой проблемой в ИТ-проекте. Грамотная команда разработчиков, подрядчик с мировым именем, достаточно гибкие сроки для выполнения, бюджет без жестких ограничений. Руководитель проекта – бывший разработчик ПО, с огромным опытом в ИТ. И, несмотря на это, огромные проблемы в проекте: сроки многократно переносятся, система вновь и вновь дорабатывается, сбои системы происходят в самые неудобные для бизнеса моменты, длительное исполнение заявок по ошибкам и доработкам системы и т. д. Как следствие – справедливый гнев заказчика.
После некоторого анализа стало понятно, что проблема – в руководителе проекта. Слишком хорош был его бэкграунд в ИТ, слишком много он знал о разработке ПО. Ему это было интересно. Поэтому, он целыми днями переписывался, перезванивался с разработчиками, проводил многочасовые встречи с программистами, чуть ли не проверял элементы программного кода… Естественно, у него совсем не оставалось времени на то, чтобы обеспечить коммуникации между бизнесом и исполнителями. В итоге программисты воодушевленно писали код, который не отвечал требованиям заказчика, но не знали об этом, т. к. руководитель проекта не менее воодушевленно проверял написанный ими код. И написан он был превосходно. Довольны были и руководитель проекта, и программисты. До той поры, пока не началась приемка работ заказчиком.
Руководитель проекта был бы в этом проекте отличным исполнителем, а вот как руководитель проекта – не справился. Не справился с коммуникациями в проекте.
PMI говорит о том, что коммуникации в команде проекта могут занимать у руководителя проекта до 90% его рабочего времени. С другой стороны, в большинстве проектов имеется план-график, бюджет и отчетность по проекту, периодически можем увидеть в том или ином виде устав проекта. Но очень редко встречается документ под названием «план коммуникаций» и «схема эскалаций».
Может быть, проблема в этом? Ведь слаженная работа команды проекта возможна только при условии правильных коммуникаций.
От проектной команды, ее состава, профессионализма, сплоченности и направленности на результат, зависит успех практически любого проекта. Есть различные методики и инструменты для создания эффективной проектной команды. Достаточно часто это либо излишне теоретизированные и сложные способы, либо чрезвычайно узко направленные практические советы, применимые только в небольшом количестве проектов.