Острая конкурентная борьба между производителями ПО всегда идет на пользу прогрессу только в целом. В каждом же конкретном случае она в той или иной мере вносит сумятицу в умы конечных пользователей. Если говорить о рынке комплексных систем управления предприятиями, то здесь это проявляется в полной мере. Тому, как известно, способствуют разнообразие функциональных возможностей продуктов, их сложность и, наконец, трудность адекватной их оценки до момента окончательного внедрения. В таких условиях отделам автоматизации компаний-клиентов необходимо брать инициативу в свои руки и самим четко формулировать требования к будущей системе. А для этого нужно ясно представлять себе идеологию функционирования самого производства. Не менее важно понимать, что информационная система -- не более чем инструмент в решении стратегической задачи, так или иначе связанной с выпуском и продвижением на рынок продукции предприятия.
В последнее время на российских предприятиях все более широко внедряются системы качества, сертифицированные по стандарту ISO 9000. Помогая прорубить дорогу российским поставщикам на западный рынок, а заодно потеснить конкурентов у себя дома, этот стандарт, кроме того, дает мощный импульс к автоматизации деятельности предприятия. Это прекрасно понимают фирмы, специализирующиеся в области информационных технологий, и поэтому внедрение информационных систем часто увязывают с построением системы качества.
Внедрение систем качества - стратегическая задача
Сертифицированная система качества прежде всего необходима предприятиям, которые претендуют на иностранные инвестиции или стремятся привлечь зарубежных заказчиков. По оценкам экспертов компании 'EDS-Ланит', разница в закупочных ценах у поставщиков, имеющих таковую систему и не имеющих ее, может достигать 50%. Но дело не только и не столько во внешнем рынке. Согласно постановлению Правительства РФ # 113 от 02.02.1998 г., соблюдение требований ISO 9000 -- необходимое условие для получения госзаказа. И если сейчас, по мнению ведущего специалиста департамента систем управления предприятиями компании 'EDS-Ланит' Михаила Круглова, это постановление затронет главным образом отечественный военно-промышленный комплекс, то в будущем дело дойдет и до медицинских учреждений, вузов и прочих организаций, выполняющих госзаказ.
Стандарт ISO 9000 не накладывает каких-либо ограничений на размер, отраслевую принадлежность и форму собственности предприятия. В его основу изначально положен опыт работы огромного количества организаций различного профиля, изложенный в формализованном и сжатом виде. Некоторые особенности, правда, имеет сертификация компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Для них даже существуют отдельные спецификации на базе ISO 9000, и в России уже есть прецеденты их внедрения.
Обеспечение качества и реорганизация производства - две стороны одной медали
Международный стандарт ISO 9000 внедряется на добровольной основе и обязывает предприятие строго регламентировать определенные аспекты производственной деятельности (или же деятельности, связанной с оказанием услуг). Учитывая их важность для последующего разговора, приведем весь перечень (ГОСТ Р ИСО 9001--96).