В мире бизнеса термином bottom line обозначают строку с чистой прибылью в финансовых отчетах. Впрочем, bottom line может обозначать и нечто иное: основной момент, главный вопрос, суть или итоговое положение некоего заявления либо документа. Однако в реальной жизни под словами bottom line часто понимается просто-напросто «делать (зарабатывать) деньги».
В практике управления проектами термин bottom line может относиться к одному из следующих вопросов.
- Как управление проектами может помочь экономии финансовых средств?
- Как управление проектами может помочь повышению доходов и прибылей?
- Как управление проектами может способствовать успеху организации?
- Как управление проектами может повысить индивидуальные доходы и способствовать достижению более значительных индивидуальных успехов?
В настоящей статье перечисленные выше вопросы увязываются с сутью процесса «делания» денег в рыночной экономике. В своих основных приложениях управление проектами может отражать старую американскую поговорку: «Сэкономил — считай, заработал». Применение современных методов управления проектами при реализации программ, портфелей программ [А1]и проектов или при управлении предприятиями глобального масштаба может принести предпринимателям миллионы долларов дополнительных доходов.
Предлагаемая вниманию читателей статья предназначена для менеджеров и директоров проектов; менеджеров и директоров программ; исполнительных директоров организаций и отдельных профессионалов по управлению проектами. На разных этапах карьеры человек может играть каждую из перечисленных ролей; постараемся показать преимущества методов управления проектами на различных этапах карьеры работника.
Эта статья предназначена для руководящих работников в России и в других странах, для тех, кому необходимо понимание того, в чем состоят практические выгоды инвестиций в управление проектами; иначе говоря, для тех, кто, управляя проектами, хочет зарабатывать больше денег.
Почему деньги так важны?
На первый взгляд, этот вопрос может показаться просто нелепым — по двум основным причинам. Во-первых, и это известно каждому исполнительному директору, прибыли и наличность необходимы для управления предприятием; для замены машин, оборудования и других ресурсов, расходуемых в производственном процессе, для вложения в будущие продукты, услуги и для финансирования роста. Во-вторых, и это известно каждому менеджеру программ или проектов, сметы имеют свойство быстро истощаться; деньги на реализацию проектов заканчиваются; изменения содержания, сроков или затрат требуют дополнительного финансирования; ресурсы обходятся дороже, чем предполагалось; реализация проектов начинается без достаточных капиталов, потому что так легче получить на них «добро» — и т. д., и т. п.
Существует еще одна фундаментальная причина, под влиянием которой рассмотрение вопроса о деньгах, как о факторе, побуждающем применять методы управления проектами, приобретает особую важность. Вот уже многие годы различные специалисты в сфере управления проектами и организации пытаются убедить высших руководителей, и, в первую очередь, исполнительных директоров крупных организаций, в преимуществах управления проектами. Было предпринято несколько обследований, в том числе ряд значительных исследовательских проектов под эгидой Института управления проектами (Project Management Institute — PMI), в ходе которых представители организаций, официально внедривших у себя методы управления проектами, указали на ряд полученных вследствие этого преимуществ [1]. Исследование, проведенное в 2001 году в США организацией Center for Business Practices, показало, что речь идет о широком диапазоне преимуществ в сферах, связанных с финансами, с клиентами, проектами и процессами, а также с обучением и развитием персонала [2]1. Кнутсон предложил четыре «уровня» («plateaus») для измерения прибыли на вложенный капитал (Return On Investment — ROI), включая несколько полезных формул для расчета отношений «выгода — затраты» (Benefit to Cost Ratios), процентов на вложенный капитал (ROI%) и коэффициента чистой выгоды (Net Benefits Ratio)[3]2.