В 1958 году консалтинговой фирмой «Буз, Ален и Гамильтон» совместно с корпорацией «Локхид» для проекта создания ракетной системы «Поларис» (Polaris) была разработана техника оценки и анализа программ – Program Evaluation and Review Technique (PERT).
Проект «Поларис» был ответом на кризис, наступивший после запуска Советским Союзом первого космического спутника. В начале 1956 года президент США Д. Эйзенхауэр одобрил планы создания морской стратегической ракетно-ядерной системы. Первоначально ракету для подводных лодок предполагалось создать на базе баллистической ракеты «Юпитер», работы над которой в то время велись полным ходом, но без видимого успеха. Это могло сорвать своевременное выполнение планов первого этапа. К тому же специалисты флота посчитали наличие на лодке ракет с взрывоопасными компонентами жидкого топлива чрезмерным риском. Поэтому руководство министерства ВМС обратилось в Министерство обороны США за разрешением самостоятельно разрабатывать ракету для флота.
Учитывая сложности с разработкой ракетного двигателя на жидком топливе вообще и для ракет подводных лодок в частности, ставку сразу сделали на ракетные двигатели на твердом топливе, технология производства которых к 1957 году была уже отработана. Параллельно шли работы над проектом атомной подводной лодки – носителем ракетно-ядерного оружия.
В 1956 году были заключены контракты с фирмой Lockheed Martin на разработку эскизного проекта ракеты и на создание двигателей для нее с фирмой Aerojet-General. К концу этого года были выработаны тактико-технические требования к системе, установлены оптимальные размеры подводной лодки, ее ракетного отсека и ракеты.
В сентябре 1958 года на Восточном испытательном полигоне начались летные испытания ракеты, получившей обозначение UGM-27A Polaris A-1. Первые пуски закончились неудачно. 20 апреля 1959 года очередной (пятый по счету) старт прошел успешно. Весь год ушел на отработку систем ракеты и головной части. Завершалась программа пусками с борта атомной подводной ракетной лодки «Дж. Вашингтон», переданной флоту в этом же году. 14 апреля 1960 года был выполнен успешный пуск с борта лодки, находившейся в надводном положении у берега острова Сан Клемент, Калифорния. Через три месяца состоялся пуск из подводного положения. Всего было выполнено 42 испытательных запуска. 15 ноября 1960 года ракетная система Polaris A-1 была принята на вооружение. На вооружении Polaris A-1 состояли всего пять лет до середины 60-х годов.
Аналог «Поларис» в СССР
Невозможность создания твердотопливной ракеты (лучшая отечественная твердотопливная ракета ПР-1 испытанная в Капустином Яре в 1959 г, имела дальность всего 60-70 км), вынудила создавать очередную жидкостную ракету. Новая советская ракета Р-13 по всем основным техническим показателям уступала созданной раньше нее американской «Поларис-А1». Особенно (в 3,66 раза) Р-13 уступала «Поларису» по дальности полета и в 2,22 раза уступала в точности попадания (круговому вероятному отклонению).
В отличие от «Поларис» БРПЛ Р-13 могла быть запущена только из надводного положения. Время предстартовой подготовки у Р-13 было более длительное, чем у «Поларис». В ракете Р-13 применялись самовоспламеняющиеся компоненты топлива, поэтому с целью обеспечения пожарной безопасности и для снижения пожароопасности ракеты не заправлялись горючим а находились на боевых дежурствах в шахтах подводных лодок заправленные только окислителем. Горючее для ракет располагалось в подводной лодке в отдельных цистернах вне прочного корпуса лодки и заправлялось в ракету только в процессе предпусковой подготовки, что неизбежно увеличивало время предпусковой подготовки Р-13 и уменьшало полезный обьем лодки.
За время эксплуатации БРПЛ Р-13 было проведено 311 пусков, из них только 225 признано успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем как ракеты так и стартового оборудования, еще 38 пусков просто из-за ошибок личного состава. Причины же еще 10 неуспешных пусков вообще не были установлены.