Думаю, специалисты, имеющие непосредственное отношение к управлению проектами со мной согласятся — вполне уместные требования к современным проектным менеджерам.
Приведу еще одну характеристику обязанностей архитектора, которую в конце XIX, начале XX века давал «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефона».
«На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы, то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках… …Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
Во-первых, он должен отлично знать строительную механику, дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
Он должен быть знаком с минералогией, геогнозией и геологией, дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
Он должен хорошо знать физику и химию, ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…
Ему нужно иметь еще известные юридические познания, ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны…»
В процессе ознакомления с этими требованиями и характеристиками я невольно ловил себя на мысли, насколько это актуально в применении к современным профессиональным проектным менеджерам. Только комплексность знаний, умений и если хотите искусств даст возможность руководителю проекта эффективно вести его реализацию, с учетом интеграции всех пяти групп процессов управления: Инициация – Планирование – Исполнение – Управление и контроль – Завершение.
В свое время А.П.Чехов блестяще описал работу нерадивого архитектора, естественно не имеющего ничего общего с искусством. «Когда ему заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиную... к ним он пририсовывал столовую, детскую, кабинет, соединяя комнаты дверями, и притом они неизбежно становились проходимыми, и в каждой было по две и даже по три лишних двери. Должно быть, идея у него была неясная, крайне спутанная, куцая: всякий раз, точно чувствуя, что чего-то не хватает, он прибегал к разным пристройкам, присаживая их одну к другой, и я, как сейчас вижу узкие сенцы, коридорчики, кривые лестнички, ведущие в антресоли, где можно стоять только согнувшись пополам. У фасада упрямое чёрствое выражение, линии сухие, робкие, крыша низкая, приплюснутая, а на толстых, точно сдобных, трубах неизменные проволочные колпаки с чёрными визгливыми флюгерами». Наверное, сложно более точно художественно отобразить ошибки и неверные подходы к планированию и исполнению работ и задач. Просто встает перед глазами руководитель проекта, допустивший просчеты на стадии планирования, неверное исполнение работ, недостаточно уделивший внимание управлению и контролю, а в результате проваливший проект в целом.
Суть управления проектами заключается в том, что цели проекта достигаются в ситуации различной степени неопределенности, от малой до абсолютной. Неопределенность пронизывает проект от начала до конца. Но чем дальше мы двигаемся, тем степень неопределенности уменьшается. С небес фантазии мы спускаемся на грешную землю, цели проекта приобретают реальные очертания и материальное содержание… Как и в работе архитектора – в начале его идею можно сравнить с «воздушными замками», но потом мы видим реальный шедевр, воплощенный в материальной оболочке.
И тут искусство архитектора по материализации своей архитектурной идеи сродни искусству проектного менеджера по материализации целей проекта.
И еще одно…
Великий восточный мудрец Лао Цзы учил: «…из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность имеющегося зависит от пустоты». Изучение архитектурной композиции начинают обычно не с правил работы над видимой оболочкой пространства, над видимой формой сооружения, а с основных «формул» разработки архитектурно организованного пространства. В нашем случае, переходя на язык управления проектами, я бы сказал, что начинать надо с основ организации пространства управления, с построения четкого порядка управления, в чем также выражается искусство руководителя проекта. При этом думать необходимо не о внешней «красоте» описания регламентов процессов, а о внутренней «пустоте» (говоря словами Лао Цзы), о внутреннем содержании.
Теоретически возможно и полное отсутствие порядка. Хаос, хаотическое распределение масс в неоформленном пространстве можно тоже считать своего рода порядком. Даже в простой груде скальных обломков, образовавшейся после вулканического взрыва, есть следы порядка, созданного направлением взрывной волны и поперечных ему сколов застывшей лавы. Однако применительно к рассматриваемой дисциплине недостаточное внимание к искусству выстраивания надлежащего порядка управления может привести к провалу всего проекта.
С формальной точки зрения управление проектами - это применение к работам проекта знаний, навыков, инструментальных средств и методов для достижения поставленных целей. Я бы добавил сюда еще и применение к работам проекта искусства вести эти работы в конкретном регламентированном и документированном порядке.
Думаю, все не раз слышали фразу, принадлежащую Фридриху Вильгельму Йозефу Шеллингу, которая стала «крылатой»: «Архитектура — застывшая музыка».
Я позволю себе ее неким образом перефразировать. «Управление проектом — застывшая музыка порядка».