Надо сказать, что существовала и серьезная языковая проблема. Для ее решения специально была создана служба переводчиков и проводилось обучение участников проекта иностранным языкам.
Основные проблемы и факторы успеха проекта
Назовем основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации проекта.
- Для всех участников это был первый опыт подобного рода.
- Помимо «обычных» разногласий, касающихся непосредственно бизнеса, приходилось преодолевать множество других проблем «гуманитарного» характера, как-то:
- языковой барьер (в IBM не предполагали, что английский наших соотечественников так сильно отличается от общеевропейского уровня);
- культурные различия; например, один из участников проекта, утром вылетев из солнечной Лозанны, а на рассвете прилетев в Иркутск и впервые в жизни увидев в центре города на фоне белого снега темные сибирские избы, серьезно и изумленно спросил: Is it the same planet? («Это все та же планета?»);
- разница в деловой культуре (например, принципиально разное отношение к взятым обязательствам, к данному слову...);
- социальные различия (уровни доходов и стиль жизни специалистов заказчика и исполнителя порой просто несопоставимы);
- психологические проблемы (например, россияне порой демонстрировали неожиданные выпады, которые можно объяснить латентными пережитками шовинизма, ксенофобии и даже расизма, вперемешку с тем, что когда-то называли «низкопоклонство»...;
- различия образовательные, технические и т. д.
- Территориальная отдаленность от основного места жительства (как правило, участники проекта три недели проводили в Иркутске, одну неделю дома).
Вместе с тем следует перечислить и факторы, способствовавшие успешному завершению проекта.
- Творческое и последовательное внедрение отработанной IBM методологии управления проектами MITP.
- Активная позиция заказчика, действительно заинтересованного в результатах, захотевшего и сумевшего сыграть определяющую роль в успехе проекта. Особенно велика в этом отношении роль высшего руководства в лице Николая Николаевича Дунаева, Владимира Федоровича Чекуркова, Виктора Куприяновича Жука, Анатолия Петровича Кулакова.
- Высокий профессионализм участвовавших в проекте специалистов ЦБ.
- Продуманная и правильно выстроенная IBM система ролевых функций и ответственности руководителей, делегирования полномочий и соответствующая схема поощрений руководителей по результатам выполнения ключевых работ.
- Атмосфера равноправного и конструктивного партнерства, которая способствовала взаимопониманию и успешной реализации проекта.
- Максимальная сосредоточенность персонала на выполняемой работе (люди трудились по 12-14 часов в сутки без выходных), чему в немалой степени способствовало их вынужденное пребывание вне дома.