Анализ всех составляющих качества должен проводится с учетом сфер ответственности заинтересованных сторон, как внутренних участников исполняемого процесса (in-process stakeholder), так и пользователей процесса (end-of-process stakeholders).
Управление качеством будет успешным, если под контролем находятся все измерения качества. В данном документе затрагиваются вопросы, касающиеся измерения качества программного обеспечения.
Идентификация и классификация характеристик качества
Исследования метрического анализа качества показывают [37], что не существует единственной метрики, которая бы дала универсальный рейтинг качества программного обеспечения. Измерения качества дают спектр проектно-зависимых метрик, которые являются руководящей основой для принятия решений в процессе разработки, заказа и сопровождения программного обеспечения.
Следует отметить, что метрики качества являются изначально неочевидной категорией. Исторически сначала были выделены ряд универсальных и неполных метрик на основе следующих шагов:
- Определение множества характеристик, которые, являясь важными для программного обеспечения, допускают несложное измерение и не перекрываются.
- Выделение кандидатов в метрики, которые измеряют степень удовлетворения указанным характеристикам.
- Исследование характеристик и связанных метрик, для определения корреляции, значимости, степени автоматизируемости.
- Исследование корреляции между метриками, степени перекрытия, зависимости и недостатков.
- Рафинирование множества метрик в целом во множество метрик, которые в совокупности адекватно отражают качество программного обеспечения.
- Корректировка каждой метрики в итоговом множестве в контексте зафиксированных множеств характеристик и метрик.
На основе систематического применения данного подхода были выведены примеры универсальных характеристик программного обеспечения, структурно связанные в иерархию ( [37]). Нижний слой характеристик в иерархии должен быть строго дифференцирован для того, чтобы исключить (или минимизировать) перекрытия. Данный слой должен состоять из примитивных характеристик, допускающих измерение.
Измерение характеристик нижнего слоя может происходить путем ручного сбора информации, специальными автоматизированными средствами, возможен экспертный способ. Каждая из собранных метрик будет иметь собственные характеристики. Область применения метрик может локализоваться внутри проекта, внутри платформы разработки или быть универсальной. Степень влияния метрик на итоговое качество также является различным. Указанные свойства метрик должны быть документированы и доступны при их практическом использовании. Для мониторинга метрик качества и подготовки информации для принятия решений собранные метрики должны представляются в наглядном виде, обеспечивающим полноту информации, что особенно важно при отсутствии консолидированных метрик качества ( [41]).