Управление проектами - одно из направлений, вызывающих наибольший интерес руководителей и специалистов в сфере информатизации и реорганизации предприятий. Особенностью момента является также радикальное изменение систем стандартизации в России и все большая открытость нашего рынка. Эти факторы, возможно еще не полностью осмысленные сообществом руководителей предприятий и проектов, требуют вернуться и к основам и к перспективам управления проектами. В рамках развития этого направления руководители Фонда ФОСТАС - его президент Евгений Зиндер, вице-председатель правления Марина Грашина и исполнительный директор Наталья Обухова - провели обсуждение ряда стратегических вопросов с участием Вильяма Дункана, основного разработчика свода знаний по управлению проектами PMBoK института PMI (в версии 1996 года) и автором процессной модели управления проектами, соруководителем консультационной компании Project Management Partners, эксперта компании PSM Consulting. Во встрече также принимал участие Григорий Ципес, ведущий консультант компании IBS, один из участников деятельности ФОСТАС, член правления СОВНЕТ. Полагая, что читателям будет интересно познакомиться с обсуждением проблем, непосредственным образом затрагивающих российских руководителей проектов, а также со взглядами человека, чье имя фигурирует на титульном листе стандарта PMI, мы предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты этой беседы.
О причинах интереса к управлению проектами
Вильям Дункан:
Одной из движущих сил широкого распространения идей проектного управления являются транснациональные компании, заинтересованные в том, чтобы специалисты в разных странах говорили на одном языке в области управления проектами. Это и IBM, HP, Daimler Chrysler, Motorola, Nokia, и многие другие, которые придают большое значение применению методов управления проектами и хотят, чтобы он стал общим инструментом во всем мире.
В то же время, многие из тех, кого мы называем развивающимися странами, используют управление проектами как инструмент, который позволит им стать более конкурентоспособными. Хороший пример -- применение проектных методов управления в больших строительных проектах в Юго-Восточной Азии, которые они используют, чтобы соперничать с теми, кто традиционно доминируети в этой области.
Потребности в развитии методов управления проектами ощущают и развитые страны. Ситуация сегодня напоминает ту, что сложилась в 80-х -- 90-х годах с принятием стандартов ISO. Компании при заключении контрактов через границы хотят иметь какие-то гарантии, того, что они получат то, что планируют.
Мне кажется, имеет место встречное движение. Если раньше основные идеи исходили из англоговорящего мира и, прежде всего, из США, то сегодня идеи появляются и в других странах. Например, в Японии появилась теория проектного и программного менеджмента (P2M). А что касается России, то здесь никогда не было недостатка в мыслителях. И по мере освоения ими методологии управления проектами, здесь будут критически осмысливать общепринятые посылки, и от этого выиграют все.
Мы с моим партнером (вся компания -- это мы двое) всегда ищем пути улучшения того, что делаем, даже если наш последний клиент был полностью удовлетворен и счастлив тем, что получил от нас.
Сегодня мы большую часть своих усилий обратили на культуру проектного управления. Предметом нашей работы является увеличение эффективности работы компании-клиента в целом, а не отдельных ее проектов.
Дело в том, что большинство компаний концентрируется на конкретных нуждах отдельных проектов и их исполнителей. Но практика свидетельствует: если в компании не сложилось на должном уровне управление всей совокупностью проектов (портфельное управление), если в компании не имеют представления о среде, которую надо создать, для того чтобы управление проектами стало применимым и успешным, то обучение отдельных специалистов ничего не дает с точки зрения развития компании в целом.
Марина Грашина (вице-председатель правления Фонда ФОСТАС, генеральный директор компании PSM Consulting - Росиия):
Управление Проектами (УП) в России – это большая и очень интересная тема, о которой стоит сказать несколько слов. На самом деле, УП как область знаний, разумеется, не новость для нашей страны: и десять, и двадцать лет назад проектно-ориентированное управление активно использовалось во многих областях промышленности – в ВПК, в больших научно-технических программах, в строительстве и т.д. Другое дело, что сейчас мы говорим о “вхождении” России в систему мировых стандартов УП. Будь то стандарты PMI или IPMA – в любом случае происходящий процесс имеет две стороны: мы (я имею в виду российский бизнес) осваиваем международный опыт, и мы по-новому осмысляем собственный. Наша компания немало работала с большими российскими корпорациями, возникшими на основе предприятий советского времени и вводящими ныне в практику культуру УП, и мы можем сказать, что новые знания и навыки ложатся отнюдь не на “пустое место”.